Это важнейший портфель нашего человеческого капитала, который определяет нашу способность и возможность приносить пользу другим, инвестируя всю жизнь при этом часть нашего времени в собственное образование, развитие,совершенствование.
Этот
материал не попытка дать ответы, а скорейсформулироватьвопросы о причинах
возникновения таких вопросов: как личность достигает предназначения,
совершенства, свободы и гармонии? Как философия служит личности в достижении
этих четырех целей? Как синергетика объясняет возможности философии в
стремлении, служении и содействии личности к устойчивой самореализации?
Другими словами,более значимы для нас могут быть причины
причин или первопричины.
В вводной части у нас также
появились вопросы: почему эта тематика волнует или должна волновать
профессионалов и аматеров философской науки? Что написано другими
исследователями в этом направлении? Какие факты подтверждают актуальность
поднятой проблематики?
Философия и личность
являются темой, которой касались как древние греки, французская, немецкая
философия так и современные философы, как например известный грузинский философ
М. Мамардашвили. Синергетика в этот тандем добавлена намерено с тем, чтобы
спровоцировать некоторые изменения в подходах к решению проблем с ними
связанных. Почему именно синергетика, а не какая-нибудь другая междисплинарная
наука, как например социальная психология? Синергетика обладает богатым
экспериментальным потенциалом находить в иррациональных причинно-следственных
связях, нелинейных зависимостях устойчивые закономерности, которые действуют в
определенных условиях, в определенных, временных промежутках, и при
определенных допущениях. Синергетики, а многие ученые из разных сфер после знакомства
с основными доктринами этой науки взяли ее на вооружение, успешно применяют ее
целостное видение с элементами многообразия в исследовании насущных вопросов
философии.
Один из вопросов – почему
личности не достигают самореализации предположим в бизнесе говорит о факте
несовпадения устремлений личности и организации, следовательно отдача от такого
труда очень низкая иприводит к
негативному результату как личность так и организацию. Многие управленцы
размышляя над этими вопросами обращаются к методологии научных системных
подходов различных гуманитарных наук и в частности философии с тем чтобы
повысить мотивацию – вектор и скорость развития как сотрудника так и
организации в целом. Некоторые из них, кто познакомился с основами синергетики
пытаются применить ее принципы и технологии к исправлению ситуации. При этом
они рассматривают конкретную ситуацию в их бизнесе исходяиз некоторых допущений. Эти допущения
составляют логику модели бизнеса взятой из науки синергетики. Эта логика на
сегодня ближе всех стоит к реалиям жизни. Мир представлен в ней
энерго-информационная модель- единое
целое, с одной стороны и система с различными элементами, представляющими из
себя также системы с бесконечным множеством многообразия, с другой.
Информационные связи как между системами так и между их элементами носят
голографический характер. Другими словами, информация, согласно теории
торсионных полей, измененная в одном элементе системы тут же отражается в
другой и тоже изменяется. У больших открытых систем и входящих в них подсистем
есть предназначение. В общем виде большие системы представляют маленьким
информацию организационного плана, как им лучше и быстрей совершенствоваться, а
маленькие большим за это отдают энергию, которая эту информацию генерирует и
совершенствует для восполнения все более растущих запросов и нужд маленьких
систем. Маленькие и большие системы стремятся содействовать предназначению друг
друга. Таким образом, в мире происходит энерго-информационный обмен,
поддерживающий жизнь как в человеке, так в природе. Развитие и эволюция жизни,
общества, личности происходит благодаря тому, что закрытых системах реже в
открытых чаще происходит в условиях хаотичного взаимодействия эффект
когерентности или синергии, когда система переходит к более высокому уровню, к
новой более сложной и адаптированной кповышенной жизнестойкости системе.
В этой системе личность как
система имеет ряд свойств обладая, которыми
она способна к жизни и живет
– жизнестойкость, функциональность и адаптивность. Если перевести эти термины
на прикладной язык самореализации личности, то она для жизни нуждается в
реализации трех целей – определение и выполнение миссии или предназначения,
достижение и сохранение свободы и гармонии. Первая цель - определение и
выполнение миссии личности этопоиск
того дело, профессия, предназначение, в чем ты действительно лучший, после
нахождения доведения этого до уровня совершенства. При этом прецессионным
результатом будет то, что реализация будет приносить пользу обществу, другим
людям и одновременно содействовать определению и достижению миссии других
людей. Вторая цель – достижение и сохранение свободы в философии личности имеет
важное место. Онаговорит что как только
ты своим совершенствам начинаешь удовлетворять запросы других людей, т.е. они
начинают тебе платить столько что ты можешь себе позволить на это жить
содержать семью и совершенствоваться дальше ты становишься свободным.
Одно из предназначений
философии это освобождение личности от всего, что является вредным для нее.
Вторая часть этой цели
сохранение свободы как золотая середина между порядком, дисциплиной
необходимости и свободой творчества, достигается выполнением первой задачи
третьей цели - т.е. достижение гармонии. Третья цель – достижение и сохранение
гармонии как некоего устойчивого состояния, но благодарякогерентности и синергии таких элементов
отношения личности к собственному совершенствованию, бережливому отношению к
природе, социальная ответственностьэволюция личности происходит путем качественных скачков. Гармония здесь имеется
в видуне только вышеперечисленные
задачи по сбалансированности отношений, но общий знаменатель позволяющий
сбалансировать во времени и пространстве достижения первых двух целей. Другими
словами, речь идет о системной интеграции алгоритмов достижения этих двух
целей. Третья цель носит такую функцию мониторинга и контролинга внутренней и
внешней среды, а также в случае необходимости запуска механизмов по
корректировке стратегических курсов первой и второй цели с учетом подбора новых
инструментальных средств, методових
достижения.
Рассматриваемые три понятия - личность,
философия и синергетика такжеможно
представить в виде системы, работающей как слаженная команда над проектом
успешной самореализации личности. Тремя базовыми элементами будут такие три
пары соответствий – личность – предназначение, философия - свобода, синергетика
– гармония. У личности для поиска и определения своей миссии или предназначения
неизбежно возникают ряд вопросов. Это и зачем я живу? В чем я действительно
лучший? Какие роли я хотел бы выполнять? Чем я могу содействовать миссиям
других людей? Чем мне помогут философия и синергетика в процессе моей личной
самореализации?
Ответы на эти вопросы можно
найти в подсистеме под названием личная система сбалансированных показателей,
которая является элементом более сложной системы – универсальной системы
показателей деятельности. Эту систему как управленческий инструмент разработал
доктор Хьюберт Рамперсад, для того чтобы сделать человеческий капитал и
потенциал личности главным фактором преуспевания [1 с.47].
Он представил, что личность
имеет свою миссию, видение, личные ключевые факторы успеха, личные цели, личные
показатели результативности и целевые ориентиры и действия по личному
совершенствованию. Каждое понятие отвечает на соответствующий вопрос. Миссия –
кто я? Видение – к чему я стремлюсь? Личные ключевые факторы успеха – какие
факторы обеспечивают мою уникальность? Личные цели – какие личные результаты я
желаю достичь? Личные показатели результативности и целевые ориентиры – каким
образом я могу измерить целевые результаты? Действия по личному
совершенствованию – каким образом я могу достичь этих результатов? С другой
стороны качественная самореализацииличности представляется им какдостижение успешности в таких четырех аспектах: финансовые перспективы,
внешняя среда – потребители, внутренняя среда – внутренние процессы, знания и
обучение. Первый аспект отвечает на вопрос в какой степени вы способны
удовлетворить собственные финансовые потребности? Второй аспект характеризует
ваши роли и отношения в семье с супругой, детьми, на работе с руководством,
коллегами, с друзьями и т.д. Он отвечает на вопрос – каким они вас видят?
Третий аспект описывает свойства вашего физического здоровья и психического
состояния. Он отвечает за то насколько вы можете управлять своим
физическими психологическим состоянием,
чтобы создавать ценности для себя и для других людей. Четвертый аспект
определяет ваши навыки и способности к обучению и отвечает на вопрос насколько
вы успешно учитесь и сможете ли вы поддерживать эти способности в будущем.
Подводяитог, можно отметить, что в дилемме добра и
зла в контексте рассмотренной нами энерго-информационной модели мира зло это
нечто иное как непознанная жизнь.