Основы риск-менеджмента и правила самоуправления и формы капитала.
В.Веретнов
Замечали ли вы, что наше
время характерно ускорением изменений, что приводит к новому предназначению такой сферы нашей жизни как
управления рисками. Последняя приходит к расширению традиционного понимания
риск-менеджмента на основе целостной философии риска (рискософии) как совокупности инструментов управления
потребностями людей (по пирамиде А. Маслоу и ее модернизированной версии дается
ниже) в безопасности, обеспечении базовых нужд в
физиологических потребностях, защите от
потерь, социальных и культурных потребностях роста и развития.
Консультантами по
управлению, в большинстве своем организационному используется с полсотни различных инструментов, способов, подходов и
технологий менеджмента. Среди них с наступлением финансового кризиса особой
популярностью пользуется риск-менеджмент. Такой интерес к этому инструменту
вызван неопределенностью быстрых перемен
с одной стороны, и его использованием для поиска новых возможностей и
перспектив.
Быстрее всего совершенствование инструмента
риск-менеджмента происходит в трех сферах инвестиционном, страховом и
банковском бизнесе. Стремительное падение курсов акций глобальных банков и
страховых компаний заставило еще больше сфокусировать свое внимание на рисках в
неблагоприятных фазах делового цикла.
Доминирующим мегатрендом
в управлении рисков стали с уже имеющим место хеджированием, секьютеризация на
банковском и страховом рынке. Банки получили установки по дальнейшему развитию
системы риск-менеджмента Базель 2. Страховщики в свою очередь тоже идут по пути
внедрения Солвенси 2 основанной также на управлении рисками. Большее внимание
стало уделяться рыночному, кредитному и операционному риску. Подходов к измерению
предлагается на сегодня достаточно. Это и VaR стресс-тестирование, CDS, RAROC, секьютеризация.
Выбор того или иного
метода управления операционного риска, зависит от системы самоуправления. Последняя определяется предпосылками организационной,
экономической и социально-культурной базой капитала компании. Если с
организационно-экономическим капиталом обычно все понятно. То культурный
капитал компании предполагает его нематериальные активы образование,
компетенции, технологии. А социальный капитал предполагает степень
вовлеченности компании в общественное производство товаров, работ, услуг.
И культурный и
социальный капитал при определенных допущениях превращается в экономический. В
основном это происходит когда за счет них потребитель и рынок получает некую
ценность.
Основное отличие
экономического капитала от социально-культурного заключается в том, что
последний невозможно в отличие от экономического передать по наследству,
подарить или делать другие подобные трансакции. При этом человек либо
становится носителем и обладателем
социально-культурного капитала либо нет.
Однако в этот процесс иногда вмешивается власть, которая
институциализирует социальный капитал и превращает его в экономический.
Литература.
1.М.Круи Д.Галай Р.Марк Основы Риск-менеджмента
2.Ричард Темплар Правила самоуправления
3.Пьер Бурдье Формы капитала. Права доступа: http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital
Источник: http://www.insbizz.blogspot.com.ua |