Раздел посвящен корпоративному управлению, организационной структуре, стратегии, политике, идеологии, управлению изменениями, управлению качеством,персоналом, маркетингом и финансами, информационными технологиями2
Управленческое
консультирование на Украинском рынке тиссью.
В.Веретнов
В нынешнем образе мира полагают свободу
в разнузданности, тогда как настоящая свобода – лишь в одолении себя и воли
своей, так чтобы достигнуть такого нравственного состояния, чтобы всегда во
всякий момент быть самому себе настоящим хозяином.
Ф.М.Достоевский
Выходным резюме данной статьи можно
поставить попытку оценки Украинского рынкатиссью и его готовности к преобразованию и реформированию моделей и образов мышления с помощью управленческих
консультантов.
Мне очень импонирует отношение некоторой группы людей к бумаге, как
своеобразному хлебу, кормилице, более приятном носителе знаний и информации в
сочетаниипредставлением бумаги как
лучшего изобретение человечества. На мой взгляд, плодотворность данного
исследования была бы не возможна без благодарности и любви к элитной печати,
которая несет на себе ее величество бумага. Предмет моего исследования может
быть менее респектабелен, подобен народу в царстве бумаги, но с другой стороны
по данным статистики именно он показывает несмотря на все колебания мировой
рыночной ситуации, на протяжении последних тридцати лет ежегодный завидный 3-4%
рост - это отрасль тиссью.
Тиссью или санитарно-гигиеническая
продукция, речь о которой пойдет в данной статье, это салфетки, туалетная
бумага, платочки и полотенца. К сожалению, а может и к счастью,в статье не будут приниматься во внимание
наиболее финансово-емкий сегментсерой туалетной бумаги. Другими словами,
объектом исследование служит тиссью сделанное из качественной бумаго основы.
1.Менеджмент и
конкурентоспособная стратегия
Любая концепция
менеджмента начинается с определения более общих подходов, декларации, а затем
и внедрении миссии, корпоративной культуры с соответствующим кодексом и затем
выработки конкурентной стратегии поведения на рынке. Одной из популярных
концепций менеджмента в последнее время была концепция организация, которая
обучается. Для воплощения ее в жизнь на украинских предприятиях, особенно если
они расположены в столице или крупных городах имеются все условия, есть
возможность прохождения бизнес обучения по программе МВА для сектора тиссью с
прохождением двух-трех недельной зарубежной стажировки в соответствующих
профильных предприятиях США и Европы.
Если попытаться определить стандартную
современную миссию, которую могло бы взять на вооружение производитель и
продавец тиссью, то она могла бы быть примерно такой: «Инновациями и высоким
качеством наших тиссью мы не только делаем их доступней, но и предвосхищаем ожидания
наших покупателей». Из этой декларативной миссию вытекают и встают на повестку
дня три цели связанные с позиционированием компании на рынке:
1.Принятие
инновацийкакгосподствующей идеологии самообучающейся
организации.
2.Подготовка,
разработка и внедрение системы менеджмента качества.
3.Лидерское
позиционирование в доступности означает маркетинговую стратегиюповышения разрыва между растущим качеством и
снижающейся ценой за счет сокращения и снижения уровня издержок на всех этапах
производства и реализации тиссью.
Достижение этих целей требует, не только высокой квалификации и
компетентности менеджмента и персонала, но и каких то объединяющих и
вдохновляющих общих духовных ценностей и приоритетов управляющей команды как
минимум, а в идеале разделяющим всем коллективом, получающим удовольствие от
работы и растущего лидерского профессионализма и компетентности. Это может быть
общая вера в Иисуса Христа, занятие
индийскими медиативными практиками, увлечение йогой, дзеном, Каббалой и т.д.
Однако сложным будет процесс адаптации к нуждам бизнеса идеологии и принципов
духовного братства или других доктрин новой организационной культуры.
2. Маркетинговая стратегия и позиционирование
В Украине сложилась достаточно интересная ситуация на рынке тиссью,
которая характеризуется его открытостью для возможностей импортных предприятий,
особенно известных мировых лидеров в этой сфере. Однако, вместе с тем, необходимо
отметить, что нет универсальных дистрибюционных сетейспособных проникнуть в каждый супермаркет,
магазин, рынок и представлять из себя - модель украинского рынка с присутствием
и распределением товара как местных, так
и зарубежных производителей. Если бы такие сети появились, то вместе с ними
можно было бы получать достоверную маркетинговую информацию о емкости рынка, о
покупательских предпочтениях, относительном качестве, иметь возможность
проводить качественный бенчмаркинг.
Возможным выходом из этого информационного
тупика могла бы быть создание ассоциации производителей и продавцов тиссью,
способной генерировать маркетинговую информацию и продавать или бесплатно
предоставлять ее участникам.
Если представить, что
ассоциация вместе с материальными вопросами попыталась бы как это принято у финансовых аналитиков или
профессиональных консультантов повлиять на духовное самосознание отрасли
тиссью, то возможно это позволило бы избавиться от комбинированных (наличных,
безналичных) продаж, не легитимной оптимизации налогообложения, конвертных
зарплат,контрабандных завозов и
существенно продвинуться на пути к открытому рынку.
3.Организационная структура и обеспечение информационными технологиями
и системами.
Среди производителей и продавцов украинского рынка тиссью представлены
все организационно правовые формы от частного предпринимателя до акционерного
общества. Большие организационные структуры страдают не гибкостью присущей
представителям большого и среднего бизнеса в достижении оперативного
реагирования на текущие запросы рынка. Поэтому они вынуждены переходить с
традиционного 1С на более крупные и мощные решения, такие например, как SAPR3
и другие системы SRM, CRM, ERPи PM класса прибегая к помощи управленческих иИТ консультантов. В таких случаях также
возможны варианты применения софтверного аутсорсинга, т.е. написание
программного обеспечения, подбор аппаратного обеспечения, а возможно и
дальнейшее обслуживание информационной системы управления, которое пишется под
заказ в соответствии с требованиями бизнес структуры и бизнес-процессов. К таким
решениям обычно прибегают после неудачных адаптаций коробочных версий
стандартных продуктов, когда пилотный проект по внедрению информационной
системы потерпел неудачу. Для маленьких операторов этого рынка присуща другая
группа рисков, такие как, недостаток в финансировании ириск возможного разделении и без того
маленьких коллективов, происходящих из за разных видений перспектив развития и
потребления либо реинвестирования прибыли, происходящих в рамках стратегии «получил
и убежал». Организационная структура, при этом не является проблемой, так как
можно менять названия, регистрировать другие фирмы, выходить под разными
брендами и т.д. Главным мерилом эффективной организационной структуры
являетсяздравый смысл – материальное
сознание максимальной текущей ликвидности. Как уже отмечалось, многие люди
наработавшие опыт в этой сфере, прошедшие через взлеты и падения, понемногу
начинаю тяготеть к более осмысленным формам ведения бизнеса нацеленного на использованиедолговременных стратегий.
4.Финансы и
технологии
Финансовую количественную оценку рынку тиссью дать сложно из-за
отсутствия надлежащей достоверной релевантной информации. Использование
двенадцати финансовых показателей для рынка тиссью могло бы помочь финансово-плановым
службам определить финансовую эффективность по отношению к среднеотраслевым
аналогичным показателям. Вот эти показатели:
Перечень финансовых коэффициентов
эффективности работы производителя санитарно-гигиенических изделий
20092010Среднеотраслевой
1.Общей ликвидности2,401,941,95
2.Абсолютной ликвидности1,331,081,00
3.Левередж-долг.\пассивы %465553
4. ТIE8,545,25,0
5.Обращение запасов6,255,15,4
6.Обращение фиксированных
Активов13,339,9110
7.Обращение всех активов2,31,822,1
8.Период погашения дебиторской
Задолженности (днях) 5472,751
9.Валовая прибыльность %323230
10.Чистая прибыльность %4,43,73
11.ROA10,16,76,3
12.ROE18,714,813,3
К сожалению цифры, приведенные в
этой таблице, не отвечают действительности. Но, на мой взгляд, важно показать, что взяв данные
из трех отчетов: баланса, отчета о финансовых результатов, отчета о движении
денежных средств, можно средствами финансового анализа получить достоверную
текущую оценку финансового состояния, сравнить динамику изменений показателей,
сопоставить со среднеотраслевыми показателями, определить узкие и проблемные
места, выявить резервы для роста и улучшения. Где взять среднеотраслевые
данные, здесь три пути, дать задание своей финансово-экономической разведке,
либо можно попробовать договориться с Госкомстатом, либо остается вариант
делегировать сбори обработку этой
информации все той-же Ассоциации тиссью.Если нам нужны качественные финансы, в виде их доступности и
эффективности, то не обойтись безкачественного бухгалтерского и управленческого учета с внедрением
контроллинга и бюджетированияв
сочетании с качественным финансовым менеджментом. Все больше украинская конструкторскаямысль в сфере тиссью склоняется к бывшим
японским методам промышленного шпионажа покупки одного станка у корейцев или
китайцев, его копирование, с возможным усовершенствованием отдельных его
частей. Для снижения зависимости от бумажных китов и рынка сырья и материалов
все чаще обращаются производители тиссью к новым технологиям деинкинга,
позволяющих использовать макулатурное сырье и уходить от колебаний цен на
целюллозу.
Необходимость сотрудничества отраслевых операторов, у которых уже
сегодня ведется борьба за качество предложения лучшего товара потребителям, чем импортные товары, где сложилась ситуация
когдамы при наших относительно низких
издержках на заработную платупроигрываем ее, говорит о том, что производство тиссьюотносительно не трудоемкое производство,
другими словами львиный удельный вес в затратах составляет сырье и материалы и
главное сражение происходит на профессионально-психологическом,финансово-технологическом поле. В этой связи,
хотелось привести аналогию определения экономики с ее участвующем и
определяющим человеческим фактором с
тонкой настройкой. В управлении бизнесом ее роль играет конкурентоспособная
стратегия, которая ждет своей разработки, принятия,внедрения и эффективная система управления
предприятием. В мусульманской финансово-инвестиционной культуре есть духовные
векторы определяющие недопустимость двух крайностей в бизнесе спекулятивности и
халатного отношения к тратам. Для следования в умеренном коридоре
конкурентоспособной стратегии и может пригодится управленческий консультант
сочетающий подходы всеобщей эффективности и ответственности за текущие и
стратегические цели.
Заключение
Знания и механизмы их применения во всех отраслях бизнеса
сконцентрированы у практикующих управленческих консультантов, которые не должны
вмешиваться или решать как их клиентам вести и развивать свой бизнес, а лишь
всеми доступными им способами изменять структуру, глубину и стратегическую
составляющую управленческого мышления операторов рынка тиссью.