Раздел посвящен корпоративному управлению, организационной структуре, стратегии, политике, идеологии, управлению изменениями, управлению качеством,персоналом, маркетингом и финансами, информационными технологиями2
«Мышление - это навык; его можно развить и улучшить, если знать как».
Эдвард Де Боно
Кто-то скажет «по декартовски» я мыслю, следовательно, я существую,
кто-то ответит, что не понимает, почему этот вопрос он должен себе
задавать, кто-то воспримет его как очередную банальность само собой
разумеющуюся. Между тем, исчерпывающий ответ на этот вопрос может
настолько хорошо познакомить нас с человеком, с которым мы общаемся,
что мы подумаем, что мы знаем его уже сто лет. А если задать этот
вопрос себе и постараться откровенно и развернуто на него ответить, то
знакомство с самим собой может открыть нам не мало полезного и
возможно нас приятно удивит.
В истории философии этим вопросом задавались и древнегреческие философы
Сократ, Платон, Аристотель, и философы средневековья и современности
Фома Аквинский, Рене Декарт, Георг Гегель, Людвиг Фейербах, Фридрих
Ницше, Элвин Тофлер, Эдвард Де Боно, Патанджали, Николай Бердяев,
Виктор Юшин и многие другие.
Современная концепция теории ценностной экономики, в которой
современные философы и экономисты попытались соединить в целостную
систему количественные и качественные аспекты нашей жизни будет служить
в нашем с вами наблюдении системой отправных точек или
координат[1,с.388]. Возникает вопрос, кто может или кому нужно
задавать себе подобный вопрос и зачем? Кто угодно, просто из интереса.
Выдающийся мыслитель современности Эдвард Де Боно автор ряда концепций:
латерального мышления, шести шляп мышления, шести медалей оценки,
анализа плюсы минусы интересно и многих других уже более тридцати лет
назад задался этим вопросом и продолжает его исследование и поныне.
Нужно заметить это его внимание не осталось не вознагражденным. Он
является наверно самым авторитетным современным экспертом в данном
вопросе.
В его активе не только плодотворная научно-исследовательская и
преподавательская деятельность по подготовке нобелевских лауреатов в
разных сферах науки, но и управленческое консультирование таких
известных компаний как «IBM», "DU Pont”, "Exxon”, "Shell”, "Nokia”,
"Motorola”, "British Telecom”, "General Motors”, "Ford” и др.
Благодаря ему, в этих компаниях с разной скоростью совершались перемены
в мышлении. При этом, он не объяснял людям и организациям, как им
действовать в соответствии со своими ценностями, а помогал людям
задуматься о том, что для них действительно важно, предлагая новые
подходы к определению ценностей. Определяя мышление, как наш
наиценнейший ресурс, которым мы располагаем, совершенствованию которого
нет предела Эдвард Де Боно подчеркивал, что развитость мышления
помогает принимать нам верные решения.
Почти все открытия Эдварда Де Боно непосредственно связаны с мышлением,
которое приносит практические результаты, стимулируя нас тем самым к
незамедлительному знакомству и проверкой практикой предлагаемых им
инструментов. Вот они:
1. Латеральное мышление
2. Анализ плюсы, минусы, интересно
3. Шесть шляп мышления
4. Шесть пар обуви образа действия
5. Шесть медалей оценки
1.Латеральное мышление
Латеральное мышление – в некоторых переводах оно именуется как
нешаблонное, нестандартное, горизонтальное, боковое, поперечное… имеет
своей целью дополнять в тех случаях, когда это необходимо,
традиционное вертикальное мышление. К пониманию необходимости
применения латерального мышления первыми пришли, те люди и организации
в жизни, которых стала обычным привычка творить, уметь генерировать
новые идеи. Механизм латерального мышления заключается в разрушении
устоявшихся патернов (стреотипов нашего сознания) создание новых, может
не таких хороших как может показаться на первый взгляд, но имеющих
высокий потенциал и хорошие перспективы если их должным образом
структурировать. Умение творчески мыслить наиболее целесообразно
развивать еще в детстве, но это не значит что в течении жизни мы можем
забыть о красоте нашего ума состоящего из умения общаться, быть
интересным , быть человеком владеющим чувством юмора [2.с.150].
Где применяется латеральное мышление? В общем можно сказать, что
везде. На работе, если она требует творческих подходов, новых идей
выхода с честью из нестандартных кризисных ситуаций, как, например
случаются в бизнесе у топ менеджеров ситуации когда удачная шутка или
анекдот способны в миг разрядить в коллективе подчиненных накаленную
атмосферу.
В личной жизни, на отдыхе когда необходимо выделить кристаллизовать
несколько альтернатив для принятия верного решения, например, куда
поехать отдохнуть в отпуск так, чтобы получить максимум удовольствия
или как выйти замуж так, чтобы не пришлось, потом об этом не разу не
пожалеть.
2. Анализ плюсы, минусы, интересно.
Для представления этого метода, который я успешно применяю в своей преподавательской практике я приведу такой пример.
На первом семинаре мы со студентами знакомимся с этим методом Эдварда
Де Боно. Я обычно иллюстрирую его такой историей. Как-то в одной из
итальянских школ было предложено выразить ученикам свое отношение к
решению администрации платить им по пять евро в неделю за то, что они
ходят в школу. Первая реакция была у всех положительная. И тогда Эдвард
Де Боно предложил взглянуть на это с трех сторон выделив плюсы,
минусы и что интересного в этом решении. К плюсам почти все, что
появляется возможности купить еду, напитки в кафе, скинутся сделать
подарок на день рождение своему однокласснику. Казалось бы, минусов
быть не должно. Но один ученик спросил, а что будет, если родители
узнают, что нам дают деньги за посещение школы, они же могут нам
отказать в карманных деньгах. Другой ученик заметил, а из какого
бюджета будут выделяться эти деньги, если из бюджета школы, тогда мы не
сможем провести и содержать высокоскоростной Интернет в наш
компьютерный класс. Интересного в этом решении дети усмотрели в новом
подходе эффективный метод стимулирования детей не только ходить в
школу, но хорошо учиться. Ведь лучший способ не получить двойку это не
прийти на занятие. Это решение будет помогать нашей жабе (жадности)
побеждать нашу лень, и мотивировать нас как не пропусканию занятий, так
и к получению знаний, отмечали они. Где можно применять этот метод? В
любой ситуации, где вначале очевидна выгодность и правильность подходов
и решений, а затем могут появиться другие не менее привлекательные или
перспективные альтернативы.
3. Шесть шляп мышления
Это разнообразие цветов шляп возникло и связано с теми ролями, которые
нам приходится играть в жизни в частности, когда мы пробуем какие-то
роли в команде, будь то, отдел, какой-то проект где необходима
слаженная командная работа или семья. Эдвард Де Боно исходит из
предположения, что возможности рождения истины в споре с помощью
методов критического мышления часто бывает не возможно. В качестве
примера он приводит судебные споры. Иногда защита или обвинение, зная
какие то факты или имеющие определенные суждения не приводят их только
потому, что это будет выгодно оппоненту, при этом, забывая, что
судебное решение должно приниматься на основе закона и выяснение
истины. Чтобы избегать таких коллизий и существенно повысить
эффективность от принимаемого решения он и предлагает последовательный
взгляд всех членов команды с шести разных, но согласованных позиций.
Например, вначале все члены команды одевают белую шляпу. Смотрят на
ситуацию с точки зрения какую информацию нам необходимо найти или
получить, что бы наше решения было оправданным. Затем все члены команды
надевают красные шляпы, включая свою интуицию и смекалку. Затем все
надевают черные шляпы и анализируют угрозы и недостатки в решении
проекте или в ситуации, способные помешать достижении цели. После идет
желтая шляпа, и мы отыскиваем все полезное и ценное, после все надевают
зеленую шляпу и начинают искать и предлагать новые творческие идеи. И
завершается подведение итогов с синей шляпой, когда координируется
процесс обсуждения или в случае если нужно вернуться к каким то
аспектам. Таким образом, все члены команды мыслят в определенный момент
времени параллельно. Затем переходят последовательно и согласованно
используя разные аспекты.
4. Шесть пар обуви образа действия
Эдвард Де Боно придумал также систему задающую рамки образа действия. В
ней определены шесть важнейших стилей поведения, в результате чего
всегда имеется возможность определить, какой из них является наиболее
подходящим в конкретной ситуации. Данная система получила название
«шесть пар обуви образа действия»[3,с.30].
Эта идея возникла в ходе разговора с офицером полиции высокого ранга.
Они пожаловались мне на то, что при большом разнообразии возможных
ситуаций в работе полицейского очень трудно научить подчиненных
поступать правильно. Система пар обуви образа действия позволяет
человеку единственной фразой задать нужный стиль поведения в каждой
конкретной ситуации.
5.Шесть медалей оценки
Эта система включает в себя шесть медалей: золотую, серебряную,
стальную, стеклянную, деревянную и медную. Каждая медаль также как и
шляпы в параллельном мышлении служит символом определенного режима
восприятия при анализе или оценке ценных или негативных аспектов того
или иного вопроса.
Если попросить кого-нибудь перечислить «все возможные ценностные
аспекты» в каком либо вопросе, это будет весьма сложной задачей.
Выделяя различные типы таких аспектов, мы делаем данную задачу вполне
посильной, поскольку смотрим в одном направлении за раз. Особую роль
здесь играет управление вниманием[4.с.78].
Золотая медаль имеет дело с ценными аспектами, в которых центральное место занимает человек.
Серебряная медаль относится к ценностным организационным аспектам. Это
факторы касающиеся целей организации, например в бизнесе увеличение
прибыли.
Стальная медаль знаменует собой аспекты относящиеся к качеству продуктов, процессов(дамасская сталь).
Стеклянная медаль отвечает за целый ряд связанных между собой ценностных аспектов: новаторство, простоту и креативность.
Деревянная медаль олицетворяет экологические, ценные аспекты, в самом широком смысле.
Медная медаль относится исключительно к аспектам восприятия. Как мы
воспринимаем ту или иную вещь? Как на эту вещь можно посмотреть иначе?
Восприятие реально, даже если не является реальностью. Начищенная медь
выглядит как золото.
Для того чтобы осознать, в чем ценность нашего мышления, наверно можно
направить наше внимание на непосредственно категории: ценность и
мышление.
Ценности предопределяют, что нам нравится, а что нет, они основа для
принимаемых решений. Фундаментальные ценности неизменны никогда.
Приоритет других ценностей зависит от обстоятельств. У сытого и
голодного разные ценности. Бывают ситуации, когда между различными
ценностями возникает конфликт и приходится выбирать. В ходе беседы
сталкиваются несколько систем ценностей; ваша, ваших собеседников и тех
людей, о которых вы говорите. Есть персональные ценности, многие из
которых определяются путем противопоставления с негативными ценностями.
Есть организационные ценности, связанные с целью организации и методами
ее работы и управления. Есть ценности качества, новизны. Есть
экологические ценности, анализирующие воздействие на окружающую среду и
в широком и в узком смысле. Есть ценности восприятия. Термин
«негативные ценности» применяется для обозначения негативного
воздействия чего-то.
Мышление – это процесс, предваряющий жизнь, восприятия нами себя и
окружающих нас людей, вещей, происходящих событий и управления
качеством нашей жизни. Эдвард де Боно отвечая на вопрос в чем для него
ценность мышления наверно бы ответил, что в красоте ума.
У индийского философа Патанджали мы встречаем четыре вида ценности:
материальные ценности, отношения здоровья и время. И на аналогичный
вопрос в чем ценность для него его мышления отвечал бы в возможности
переключаться и иметь два режима мышления обычный и медитации, которая
является причиной сохранения и приумножения всех выше перечисленных
ценностей[5,с.97].
У отечественного философа Виктора Юшина разделяющего системно-целостный
подход также четырех ценностей физиологические, интеллектуальные,
социальные и материальные. При этом, ценность мышления для него
наверно будет заключатся в сохранении гармонии соотношения этих
ценностей в человеке равной золотому сечению[6,с.85].
Логическим следствием всего выше изложенного может стать такое
умозаключение. Существует еще одна система «портфель шести ценностей
мышления». В этом портфеле человек представляется как духовное и
эмоциональное творение таким образом, что к Юшиновским физиологическим,
интеллектуальным, социальным и материальным еще добавляются ценности,
связанные с нашим правым артистическим полушарием - это духовные и
эмоциональные ценности. Отличительно, что с этими двумя видами
ценностей добавляется и взаимосвязь между нашим предназначением и
гармонией соотношения, которое остается равным золотому сечению. Только
за единицу или самую базовую ценность, от которой все остальные убывают
с коэффициентом 1,62 берется главное или профессиональное наше
предназначение, например пастырь в церкви – духовность, профессиональны
политик – отношения, непрофесиональный политик - материальные
ценности, артист – эмоциональные ценности, модель или спортсмен –
физиологические, преподаватель, ученый или консультант –
интеллектуальные ценности.
Ценность нашего мышления может состоять еще и в том, как сказал бы
Николай Бердяев, что каждый человек обладает свободой мышления. И он
может выбирать или изобретать и применять в своей жизни любые системы
ценностей мышления. Изучив в этом вопросе при этом, весь предыдущий
опыт человечества или дойдя своим эмпирическим путем, с одной лишь
оговоркой, чтобы их применение не только не нарушало права, не мешало
жизни других людей, а в идеале помогало, служило и содействовало
счастью и благополучию других людей.
Использованная литература:
1.Кремень В.Г. Ильин В.В. «Философия: мыслители, идеи, концепции»,Киев, Из-во Книга,2005г.,с.388.
2.Едвард Де Боно «Латеральное Мышление»,Минск, Из-во: Попурри 2005, с.150.
3.Едвард Де Боно «Шесть медалей оценки» , Минск, Из-во: Попурри, 2006, с.31.
4.Едвард Де Боно «Красота ума», Минск, Из-во: попурри 2006г, с.78.
5.Патанджали «Сутры», Москва, Из-во «София»,2005г.с. 97
6.Виктор и Алла Юшины «Система Результат», Луцк, Из-во: Знание 2003год, с. 85.