Раздел посвящен корпоративному управлению, организационной структуре, стратегии, политике, идеологии, управлению изменениями, управлению качеством,персоналом, маркетингом и финансами, информационными технологиями2
Роль внешних
консультантов в формировании и внедрении корпоративной стратегии.
«Государства бы
процветали бы, если бы философы были властителями, или если бы властители были
философами»
Платон
Что делать руководителю быстро растущего предприятия, прошедшего
начальную фазу становления, когда нарастающий поток факторов, влияющих на
развитие компании, приводят к хаосу, препятствуют дальнейшему росту, внутренние
мозговые атаки топ менеджеров перестают приноситьположительные результаты. Приходит очередь
внешних консультантов. Эта статья посвящена руководителям задумывающихся о
возможности приглашения внешних консультантов для разработки и внедрения
корпоративной стратегии.
Кто бы из нас не хотел бы иметь умных и интересных друзей, хорошо
информированных, творческих личностей, возможно поэтов, писателей, музыкантов у
которых можно было бы, чему-то научиться. Зачастую проблема заключается в том,
что эти потенциально умные, добрые и талантливые, сами тянутся к еще более
продвинутым, чем они сами, при этом забывая о нас. И нам приходится, при
формировании своей личной жизненной стратегии изменять себя внутри, инвестируя
свое время и средства, чтобы улучшить качество компании своих друзей не только
путем замены одного на другого, но и путем позитивного влияния на них,
происходящего в процессе общения. Иногда, мы стесняемся своего притяжение к
этим людям. В бизнесе эти люди могут быть бывшими руководителями крупных
предприятий, переживших банкротства и помогающим другим избежать возможных
подобных рисков. Эти люди обрабатывают значительные массивы информации, чтобы
применить ее в своей профессиональной деятельности, оказывая консультационные
услуги.
В эпиграфе заложена формула процветания
не только государства, но и компании и от способности руководителя к стратегическому
мышлению, философствованию, совершенствованию зависитправильность принимаемых им решений,
соблюдение баланса между достижением тактических целей и решением
стратегических задач, стоящих перед предприятием.
Ценность общения с мудростью была подмечена
древними еще в святом писании «Потому что мудрость лучше жемчуга, иничто из желаемого не сравнится с нею»
Притчи, Глава 8 ст.11.
Древнегреческий философ Периандр подчеркивал иррелевантность
сиюминутных выгод говоря: «Ничего не делай за деньги, пусть нажива печется о
наживе».
Руководители, играющие в шахматы, имели возможность ощутить слабости
своей позиции из-за отсутствия стратегии в дебюте, развитии, обороне, атаке,
изменении тактик. Противник в шахматах играет роль конкурентной среды в
бизнесе. В целом если вы играетерегулярно с одним и тем же противником и проигрываете ему, то ваши
отношения с ним, также можно отнести к типу клиент-консультант. Вы пытаетесь
научиться разнообразию дебютов и тактик, удержанию позиции, комбинационному
мышлению, предвидению, стойкому отношению к неудачами ошибкам, и способности стратегического
выбора жертвуя сиюминутными материальными выгодами во имя победы в перспективе.
В бизнесе ситуация осложняется наличием еще больших рисковне определенности, связанныхсменеджментом
персонала, финансов, качества и технологий.
Таким образом, предприятия, нацеленные на развитие и завоевание
лидерских позиций, разрабатывают всесторонние комплексные планы,
предназначенные для того, чтобы обеспечить организации осуществление миссии и
достижение поставленных целей. Какими бы мотивами не руководствовались
предприятия, при принятии решений по обращения квнешнему консультанту им предшествует
осознание своих целей и направлений изменений.
В Великобританиии США долгое время существовали запреты на
рекламу услуг консультационных фирм. И только в последнее время, с образованием
профессиональных ассоциаций, в том числе и в нашей стране и с принятием
этического кодекса поведения управленческого консультанта были сняты эти
ограничения. Почему же законодатель так долго медлил со снятием запретов.
На
самом деле, для встречи руководителя предприятия и консультанта нужна вера. У
директора она выражается в стремлении сопоставить свои взгляды с мировым опытом
и современными знаниями управленческих технологий, с учетом применения их в
корпоративной стратегии. У консультанта, она выражается в желании и способности
принести пользу, передав знания и развив навыки стратегического мышления
топ-менеджменту компании.
Почему
жеруководители приглашают внешних
консультантов? По всей видимости, свои сотрудники не могут дать объективную
оценку текущему состоянию, определить приоритеты, дать советы,
рекомендацииуправляющему по разработке
и внедрению корпоративной стратегии. Другой причиной может быть желаниек использованию более продвинутого мышления,
инновационного видениявнешнего
консультанта. Консультантыявляются
носителями уникальных знаний,изучившими
опыт успешных компаний, а в некоторых случаях ивнесшими личный вклад в реализацию корпоративных стратегий приведших к
процветанию. Кроме этого, являясь экспертами по управленческому
консультированию, они обладают повышенной способностьюметодологического осмысления концепций
стратегического управленияс учетом
последующей адаптации к модели управления бизнесом в местных условиях. Бывает,
причиной приглашения консультантов служит информационный голод руководителя,
незнающего текущего состояниядел,
неспособногооценить эффективность
работы компании.
Первым вопросом, который задает консультант,
каким вы представляет свое предприятие через пять, семь, десять лет?Видение своего предприятия в
перспективе вместе санализом и оценкой
текущего состояния служат отправной точкой диалога между консультантом и
руководителем по формированию и внедрению корпоративной стратегии.Многие предприятия не используют в своей
деятельности ни стратегий, ни миссий при этом остаются преуспевающими. Примером
подобного предприятия может служить бразильская компанияSemco, возглавляемая ее владельцем, бизнесменом-философом
Рикардо Семплером, исповедующая - модель бизнеса без правил и философию бизнеса
в создании рабочего рая. Специалисты на это могут возразить, что за каждой
успешной тактикой может стоять неосознанная или спонтанная стратегия. Некоторые
аналитики отмечают, что эффективная личная жизненная стратегия нацеленная на
равновесие духа, разума и тела, что соответственно в бизнесе миссия, стратегия,
организация, позволяет не только оставаться конкурентоспособным, но и заниматьлидерскую позицию на рынке.
Определение
роли внешних консультантов в разработке и внедрении корпоративной стратегии,
позволяет руководителю наладить эффективный механизм взаимодействия,
сформулировать для сторон правила поведения и ценности признаваемыми в процессе
сотрудничества и после его окончания. Многие руководители представляют внешнего
консультанта, как временного своего работника, хотя более оптимальным,
считается отношение клиента и аутсортинговой компании, предоставляющей услуги
по консультированию. В последнем случае, практика показывает, что использование
доверительного партнерства возможно при релевантном распределении прав,
обязанностей и ответственности клиента иконсультанта.
С
точки зрения, клиента при подборе и выборе внешних консультантов существуют
отличия между отечественными и западными консультационными фирмами:
1.Уровень профессионализма. Согласно мониторингу
литературы по консалтингу здесь существуют две противоположные точки зрения,
которая зависит от авторской позиции. Первая позицияиностранных авторов подтверждает высокую
компетенцию и профессионализм своих коллег опирающихся на обобщение мирового
опыта веденияи управления бизнесом.
Вторая отечественная позиция делает акцент на лучшем знании местной специфики
ведения бизнеса, как ключевого фактора успеха.
2.Экономическаярезультативность. Западные консультанты более ориентированы на
достижения результата на основе внедрения корпоративной стратегии, чем наши.
3.Процессы изменения и управления. Ввиду высокого
авторитета и большого опыта накопленного от реализациипроектов руководство западных компаний
передает некоторые функции управления внешнему консультанту. Уотечественных консультантовсреди выполняемых функций можно выделить
диагностику, разработку рекомендаций, тренинг, сопровождение процесса внедрения.
4.Роль формальных взаимоотношений. Отечественные
консультанты предпочитают в работе принципы неформального общения переходящего
и декларирующегоих стиль жизни. У
западных консультантов подчеркнуто профессиональное отношение.
5.Позитивное мышление и эмоции. Иностранные
консультантысклонны к оптимистичному
мировосприятию с провозглашением доминирования в мотивации инициативы и
действия. Отечественные консультанты менее прагматичны и эмоциональноориентированы на парадигму клиента.
Вот как, свою роль позиционирует
известная и успешная западнаяконсультационная фирма KPMG. Разработка стратегии и
совершенствование организации бизнеса является для нее основополагающим
элементом в процессе налаживания всех систем управления. Кроме этого, она,
претендуя на роль вашего консультанта, декларируют:
-понимание специфики бизнеса;
-отраслевая специализация;
-обширный опыт;
-сплоченные группы специалистов;
-окупаемость вложенных средств;
-обеспечение комплексных решений;
-проверенные методики оценки и реализации принятых решений;
-индивидуальный подход к клиенту;
-доступ к глобальным ресурсам.
Справедливости ради, стоит
отметить, что такому внушительному манифесту возможностей противостоит
неконкурентоспособный гонорарный аппетит. Отечественные консультационные
фирмыв основном ориентированына представителей среднего и малого бизнеса.
В
заключении,можно отметить, что роль,
которуюиграет внешний консультант в
формировании и внедрении корпоративной стратегии напоминает мыслительный
процесс, при котором происходит два перехода: один, при диагностике
предприятия- от кейса к теории, второй
при выработке и внедрении рекомендаций - от теории к кейсу.