Вступление Ислам, как религия является самой молодой.
Зарождение ее относят к шестому веку, вобравшей в себя все лучшее от
своих старших братьев иудаизма, христианства. Сила, власть и богатство
как последствия дифференциации жизни арабов были закреплены в писании.
Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во
всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние,
будь то вознаграждение или наказания в конце мироздания. Три мировых
религии: иудаизм, христианство и ислам - едины в отношении
справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это
единоличную ответственность. В исламской мире, например
источником всякого закона признается только Аллах. Отсюда отрицание за
человеком права на законотворчество, требование неукоснительного
подчинения закону Аллаха - шариату. Анализируя влияние
религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики
исследовали взаимосвязь между нравственными предписаниями ислама, его
духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее
экономического поведения. В результате исследования были раскрыты
основные черты характера и добродетели, которые формируют личность,
способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и
предприимчивую. Изменилось также отношения к труду и трудовой
активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя,
семьи и общества неизменно возводятся исламом в ранг нравственного
долга. Конструктивный диалог определил сотрудничество между
представителями трех моно религий в сфере международного бизнеса,
который в итоге выразился принятием соответствующего этического кодекса
бизнеса в 1993 году. Как отмечалось в этом кодексе, "бизнес
является частью социального порядка. Его основная цель - эффективное
удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем
производства и распределения товаров и услуг". Управляющие, советы
директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для
мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной
верой. В системе ценностей делового мира особо выделяется честность и
ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть
направлен на достижение благосостояния общества. В тоже время
исследование влияние исламского мировоззрения на предпринимательство и
деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего
систематического анализа[1,5]. Для достижения высокой
результативности практически в любом виде предпринимательской
деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором
сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения
бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою
деятельность, о принципах делового общения. Несмотря на пересечение
права и морали право нельзя рассматривать как отражение моральных
стандартов общества. Принято разделять, что моральные ценности в
отличии от правовых актов, которые наказывают за крупные нарушения
преступления, регулируют межличностные отношения между представителями
разных компаний, а также создают систему правил норм и принципов
поведения в отдельном коллективе, способствующих росту эффективности
его функционирования. Культура делового общения способствует
установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между
коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами. Исламская концепция бизнеса Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления бизнесом рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.
Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике.
В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе
означает "мотивация поведение". Понятие мотивации, как известно,
включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение
представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что
мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому о мусульманское
вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым
действиям и праведному образу жизни. Исламские этические
принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только
на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества.
Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и
рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым
распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху,
который предал их во временное эффективное пользование человеку.
Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным
ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.
Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой
категории как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят
следующие аргументы: - нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;
- рост потребительских, государственных и международных долгов;
- нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
- концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
- увеличение темпов инфляции.
Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые
отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве: - мусульман перед друг другом;
- всех перед законом и правосудием;
- мужчины и женщины перед Богом;
- социальной ответственности.
Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская
мораль наоборот призывает заботиться о себе, и своих ближних , об
обществе, о Боге. Два основных постулата концепции это риба
(запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать
часть дохода в пользу малоимущих). Ислам поощряет человека
приумножать свое материальное достояние, используя при его во благо
общества извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован
в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором
производства. Однако возрастание капитала допустимо в пределах,
не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих
нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета
становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество,
возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому
этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного
предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы
общества и мораль. В контексте теории фирмы в рамках исламской
экономики главной целью человека является достижения материальных и
духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский
потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы
приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность
определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и
производства лежат следующие этические правила: - максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов(маслаха).
-
цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с
шариатом(например легкая промышленность не должна выпускать вещи,
которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х -
заниматься свиноводством и т.д. );
- справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог - закят и благотворительность;
- двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;
- запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь;
Основные характеристики исламской фирмы: -
фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и
ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за
счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
- фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
-
фирма рассчитывает в работать в условиях, при которых общий доход равен
общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым
подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии
равенства предельных издержек и предельного дохода;
-
работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по
сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет
справедливо;
- фирма несет социальную ответственность;
-
основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям,
истисна и другие виды свободные от ограничений рыбы, гарара, и мейсира.
- права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.
Виды партнерства в исламском бизнесе В исламском бизнесе существуют четыре разновидности партнерства: инан, муфавада, вуджух и амаль.
Инан - это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его
финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом,
а убытков - в зависимости от доли участия в капитале. По форме
организации инан - это общество с ограниченной ответственностью. Оно
включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме
капитал и несут различную ответственность. Соответственно, различна и
получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговариваются в
договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия,
если о таком превышении не была достигнута новая договоренность.
Муфавада - долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно
обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования.
Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной
ответственностью, предусматривающего страхование предпринимательского
риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют
равные доли в капитале. Согласно договоренности, получаемая в рамках
муфавады прибыль делиться поровну между всеми партнерами. Вуджух
- соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный
кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее
оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму
используемой доли кредита. Амаль - партнерство, основанное на
совместном труде (как физическом так и интелектуальном) участников без
привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают
какой либо род деятельности и собственными силами осуществляют работу.
Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая
кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о
вкладе каждого в общее дело. Ограничения в исламском бизнесе В исламском бизнесе существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся: - ростовщичество;
- неопределенные сделки с повышенным риском;
- виды деятельности несовместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);
- традиционное коммерческое страхование;
- производство и торговля запрещенными товарами;
- установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;
- нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению.
В отдельную категорию можно выделить те виды деятельности являющиеся противозаконными везде: - коррупция;
- коммерческий шпионаж, дезинформация, обман, разглашение секретов и тайн;
- мошенничество, выпуск фальшивых денег.
Особенности различных моделей экономического поведения Для
более адекватного восприятия исламской концепции поведения проведем
сравнения ее с различными моделями в Украине, России, США и Японии.
Обратившись к таблице №1 можно отметить, все модели имеют исторические
корни, региональные причины социально-экономического поведения и в
некоторой мере определяются текущим позиционирование и будущими
ожиданиями. Украинская и Российская модель при том, что
экономики этих стран связывают множество различных партнерств имеют
характерные отличия. Исламская модель очень близка в некоторых аспектах
русской, украинской именно желаниями и устремлениями, но не всегда это
удается воплотить на практике. Англо-саксонская и японская модели
несмотря на ряд отличий на современном этапе имеют ярко выраженную
тенденцию к взаимопроникновению. Таблица №1 Особенности различных моделей экономического поведения Украинская модель | Российская модель | Исламская модель | Англо-саксонская модель | Японская модель | 1.Украина
привержена неформальным подходам принятия решений, построения
отношений, своими действиями предвосхищая ожидания партнеров.
Современный подъем духовности повлиял на повышение социальной
ответственности власти и олигархов. 2.Развитие протестантских церквей
используют в своих доктринах не формальный подход. 3.Многовекторность
это склонность миссионерству и космополитизму проявляется в дружеских
отношениях с востоком и западом 4.Инициатива следует за реальной
мотивацией людей. 5.Хозяйский подход даже в лизинговых отношениях
заслуживает доверия. | 1. В социально- экономическом плане РФ
выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного
типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная склонность го-ва к
патернализму и общественным формам присвоения (б.п образование,
медицина). 2.Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализуют ее,
жесткая норма отсутствует. 3.Экономическая свобода является
второстепенной по отношению к задачам спасения. 4.Слабость личной
инициативы при довольно сильных коллективных настроениях.
5.Исторический ход развития привел к неразвитости частной
собственности, преобладанию финансового капитала над промышленным. | 1.
Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед
материальными, экономическими благами, греховности стяжательства.
Основной акцент на справедливом перераспре- делении материальных благ
между всеми членами общества. 2.Запрет на ссудный процент в финансово-
кредитной сфере. 3. Прямое долевое участие в работе фирмы | Традиции
протестантского капитализма. Активно ориентировано на прибыль
финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату
времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс,
сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность. 2.Ивестора
отличает более отчетливая приверженность к риску, большой
индивидуализм, подконтрольность не государству а крупным компаниям.
3.Человек обязан прикладывать все усилия выполнять свою работу, к
зарабатыванию денег, в этом выражается его добродетель и умение в
выполнении призвания | Стремление к иерархичности к верности
боссу, система пожизненного найма, меньшая приверженность к риску.
Готовность быть опекаемым. Предпочтение руководством интересов
персонала интереса акционеров Коллективизм , сбережение, честность и
практицизм. | |
В заключении, хотелось бы отметить, что базовыми принципами исламской концепции управления бизнесом является: - свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;
- справедливость;
- законность;
- этичное поведение управляющих и управляемых;
- благотворительность и милосердие.
При этом, подчеркивается, что этичные деловые культуры других стилей
управления также изучаются, уважаются, принимаются и отдельные
элементы, которые не противоречат шариату используются. Литература:1. Нурулина Г. "Исламская Этика Бизнеса", Издательский дом "Умма", 2004год,стр.5 В. Веретнов
(исламский опыт|управление бизнесом)
Источник: http://www.klubok.net |