Раздел посвящен корпоративному управлению, организационной структуре, стратегии, политике, идеологии, управлению изменениями, управлению качеством,персоналом, маркетингом и финансами, информационными технологиями2
Аннотация: За последние десять
лет сектор информационных технологий Индийской экономики вырос в несколько раз.
Во многом такой успех объясняется сочетанием лучших образцов мирового опыта
ведения бизнеса с уникальными подходами, взятыми индийцами из своей богатой
философии, традиций, обычаев, культуры. Поэтому, для нас интерес к индийскому
опыту в управлении бизнесом заключается в исследовании факторов,
способствовавших такому успеху, и прежде всего речь идет о его парадигме и
стратегиях поведения.
Изучение его открывает новые
перспективы для сотрудничества с востоком, позволит улучшить наши способности в
приобретении по аналогии уникальных конкурентных преимуществ, и конечно
раскрывает потенциал возможностей адаптации и использование его в отечественных
условиях и в нашей международной бизнес практике.
Ключевые
слова: Индийский опыт управления,особенности исистемные подходы в
управлении бизнесом информационных технологий.
Несмотря на продолжающийся мировой
финансовый кризис, некоторые страны и отрасли экономики продолжают устойчивое
развитие, выражающееся в росте объемов продаж, расширении инфраструктуры. Все
большее внимание своими уникальными и продуманными подходами за последние
десять лет привлекает одна из стран входящихгруппу развивающихся БРИКУ(Бразилия, Россия, Индия, Украина, Китай) –
Индия. Искушенный читатель может заметить, почему или на каком основании,
большая четверка государств с высокими темпами экономического развития вдруг
превратилась в пятерку. Дело, в том что Украина, а мы будем исследовать
индийский сектор информационных технологий имеет четвертый в мире потенциал
квалифицированных ИТ специалистов и программистов.
Глобализация
социально-экономических отношений, привела к тому многие мульти национальные
компании выходили на рынки стран БРИКУ. Рынок в три миллиарда человек для них
был очень привлекательным. С другой стороны многие компании промышленной
индустрии, хайтек и ИТ сектора после периода бурного роста стали искать пути
снижения затрат. Выходом стало перенос многих заводов и фабрик в Индию и Китай,
где есть возможность получить экономию на зарплате рабочим. Другими словами у
локализации, как у очередного этапа глобализации - приспособления глобальных
форм экономических отношений к местным условиям, появилось продолжение,
следующий этап, который можно назвать аутсортизацией. Аутсортизация –
доминирующая модель международной экономики, при которой в первую очередь
страны БРИКУ, стали привлекательным объектом для развития не только
индустриальных отраслей экономики, но отраслей так называемой новой,
информационной экономики, телекоммуникаций, хайтек сектора.
Индийский опыт управления
бизнесом – имеетряд факторов
предпосылок, позволивших ему сделать значительный рывок в экономической сфере и
особенно в сфере информационных технологий. Первый фактор- это относительно стабильная
внутри-политическая ситуация на протяжении 1947года обретения независимости и
по нынешний день. За исключением спорных территорий в штатах Пенджаб и Кашмир,
где происходят время от времени гражданские волнения, в целом индийскому
руководству начиная с Махатма Ганди удалось сохранить полиэтничность и
полирелигиозность вместе с сохранением английского языка. Второй фактор – это
оптимальное сочетание государственного регулирования и рыночных начал. Такое
сочетание позволило избежать цикличности и диспропорций в развитии. Третий
фактор – индийская философия и культура, которая оставаясь самобытной,
благодаря сохранению и знанию английского языка, впитывала в себя все новое и
полезное и имела возможность самой оказывать влияние на внешний мир через
философию и систему поддержания хорошего здоровья йогу, индийское кино,
классическую музыку, танцы. Четвертый фактор – это систематизация и
государственная поддержка как системы образования накопления и передачи
релевантного опыта управления так наиболее развития перспективных отраслейэкономики и бизнеса.
Система управления качеством, проектный менеджмент на
основе стандартов СММ.
Индийское правительство в
1991году в штате Ларнатака, в городе Бангалор приступило к построению
инфраструктуры нового типа – технологического парка информационных технологий.
Именно этот штат и этот город более остальных мест в Индии подходил для такого
масштабного проекта. В этом городе было сосредоточено более 10% всех
научно-исследовательских центров и институтов Индии, подходящий умеренный
климат, самый высокий уровень образованности, космополитичной лояльности,
высокого качества жизни и здоровья, лучшая телекоммуникационная инфраструктура
в стране.
За короткий период были
реформированы, созданы и ускоренно развивались Технологический университет,
университет с профилем ИТ. Были построены шесть частных технологических парков
по разработке программного обеспечения, два специализированных электронных
города в Бангалоре и Майсуре, синформационными центрами с высокой скоростью обработки и передачи
данных. Главным конкурентным преимуществом в успешном развития ИТ направления,
стало пристальное внимание к системам управления качеством.
Известную рольв ускоренном развития ИТ сектора индийского
бизнеса сыграли и японскаяс
американской модели управления качеством TQM, которая нашла свое творческое
развитиев системе управления качеством
управления и сервиса проект ИТ сектора, программного обеспечения. Пяти
ступенчатая система уровней управления качеством ИТ проектов и система
сертификации каждого уровня пробудили в фирмах стремление к постоянному
соперничеству между собой, постоянному обучению все более высоким стандартам
качества своих менеджеров и специалистов.
От качества, т.е. уровня какой из
пяти возможных ступеней имела ИТ фирма зависели возможности по заключении
долгосрочных перспективных контрактов с западными заказчиками. Не
последнююроль в развитии Индийского ИТ
бизнеса сыграли еще два фактора это природное знание индийцев выпускников вузов
английского, многие молодые люди без проблем получали образование в Европе и
Америке. После чего, часть выпускников возвращалась в Индию, а часть студентов
женились, выходили замуж, находили работу и своим трудолюбием и особым усердием
делали быструю карьеру и занимали позиции топ-менеджмента в крупном бизнесе.
При этом они объединялись в диаспоры, которыеникогда не теряли эмоциональной и духовной связи с родиной. От их
решений,особенно тогда, когда были
конкурентные альтернативы, зависело в некоторой степени, где разместить проект
по разработке того или иного программного обеспечения.
И хотя применялась тендерная
основа заключения крупных ИТ контрактов, но лидерская позиция в сфере
софтверного аутсорсинга при целенаправленной государственной поддержке играла
решающую роль в обеспечении крупных побед именно индийских вендоров. Эти
технологические парки были настолько мощными и проектыпроводилисьтаким образом, что одна, две тысячи программистов под управлением
проектных менеджеров могли разрабатывать самые масштабные программы в
установленные сроки и необходимым качеством.
Индийская философия и культура как фактор релевантного
опыта управления
Такому серьезному и объемному
вопросу конечно для обоснования и всестороннего исследования рамки небольшой
статьи неприемлемы. Вместе с тем пропустить и не учитывать этот весомый фактор
в индийском опыте управления, как и в случае с японским опытом управления, в
связи древними традициями историей и культурой, которая и стала главной
причиной, того что есть сегодня Индия и индийский народ, индийская экономика и
ее флагман сектор информационных технологий, также неприемлемо.
Главной особенностью индийской
философии и культуры, явилось то, что она стала своеобразной иммунной системой
индийскому обществу сообщение с внешним миром с другими культурами, которая
защищала от негативных влияний и все прогрессивное и полезное успешно
интегрировала в себя повышая тем самым свою жизнестойкость. Современные
индийские ученые и философы искусно интегрировали древние знания шести систем
индийской философии в современную теорию и практику управления на основе
системного, целостного, органичного, т.е. наиболееэкологичного по отношению к человеку,
организации, обществу и природе, подходу.
В заключении, можно отметить, что
индийский опыт управления бизнесом на основе менеджмента качества успешно
распространяется как другие сферы бизнеса, так и постепенно к другим сферам
государственного и социального управления, повышая его результативность и
эффективность. Не исключена что подобная стратегия в выборе оптимальных моделей
управления может быть релевантною и заимствована для управления бизнесом,
государством, обществом для представителей славянских стран и государств СНГ.