Раздел посвящен корпоративному управлению, организационной структуре, стратегии, политике, идеологии, управлению изменениями, управлению качеством,персоналом, маркетингом и финансами, информационными технологиями2
Моделирование ценности как фактор корпоративного преуспевания.
В.Веретнов
Директор Консалтинговой компании «Рабикон»
Как
частобывало в нашей практике, что мы
ломаем голову над тем, как восприметили
воспринимает наш товар или услугу тот или иной потребитель. По сути дела это
восприятие являетсяначальным этапом к
реализации цели нашего бизнеса к акту купли- продажи, которому как результату
предшествует какое-то действие потребителя обусловленное, его мыслями о том,
что мы ему предлагаем. В последнее время, для многих предприятийразличных отраслей экономики стран СНГ, где
все-таки еще или уже существует конкуренция, сущность бизнеса стала тяготеть к
моделированию ценности, как некоего универсального эквивалента, который
покупатель приобретает.
Философия
ценности как составная часть корпоративной идеологии предполагаетсоздание некой универсальной модели, в
которой ценности, создаются в бизнесе для потребителей, менеджмента, персонала,
акционеров и других заинтересованных сторон. Прежде чем быть воспроизведенными
и потребленными, для того чтобы быть релевантными, адекватными, т.е. отвечающие
интересам, предпочтениям и ожиданиям этих сторон, они должны быть неким образом
идентифицированы, осмыслены, осознаныпосле чего, определенным образом описаны, т.е. формализованы. И конечно
они должны соответствовать возможностям, способностям и компетенциямпроизводителя этой ценности.
Стоит
отметить, многие экономические труды написаны были для ресурсной экономики, где
в большинстве случаевтоваром выступало
просто сырье, когда поставщик выступал монополистом. Ярким примером этой
ситуации является поставка Российского и Туркменского газа странам СНГ. Говоря
о рынке товаров народного потребления сейчас уже недостаточно сказать
похвастаться другу, какой цифровой фотоаппарат ты купил. Для получения реакции
удивления нужно указать модель, объем памяти, качество съемкии т.д. Также можно сказать и современных
автомобилях, если вы приобретаете BMW, то вы чувствуете себя обладателем и водителем
именно этой моделипотребителем одной
ценности выраженной в престижности, удобности, соответствующей вашим
предпочтениям или ожиданиям. Если раньше, производитель имел определенные
технологические мощности и исходя из них предлагал потребителю товар, исходя из
ресурсного монополизма, то сейчас акценты переместились на владение ноу-хау и
понимание того что нужно потребителю. Другими словами, все сводится к двум
вещам или к двум насущным вопросам: что выбирает производитель товаров, работ,
услуг?И что выбирает потребитель? Можно
привести два таких примера. Первый Онежский тракторный завод решил, что хватит
выпускать дешевую и не надежную тракторнуютехнику и вложив около 700000 инвестицийи ориентируясь на дорогие комплектующие из-за рубежа предложить на рынок
чудо-трактор. Следствие такого решения были плачевны. Покупатели оказались не
заинтересованными в новом комфортабельном и дорогом тракторе. Их прежде всего
интересовала функциональность, проходимость и легкость в ремонте. Другой
пример, связан с электронными весами для розничной торговли, которыехотели выпускать, для чего закупилитехнологическую линию. Весыостались в количестве 100000 штук лежать на
складе нереализованными. Оказалось, что
для покупателей, самой важной ценностью весов была не их эталонная точность, а
совсем наооборот. В весах старой модели было колесико, которое позволяло
подкручивать устанавливая весы на ноль. Именно эта ценность оказалось самым
востребованным у покупателей предприятий розничной торговли.
Вситуации, если у вас есть неопределенность в
восприятии потребителя, и возможность подстраивать свои технологические
мощности под запросы покупателей, как например расширение линейки продуктов или
выведению на рынок новых продуктов и может пригодится навык моделирования
ценности для потребителя.
В Киеве во
время второго заседания Международного менеджмент клуба,где я имел честь и удовольствие в кругу
коллег послушать и обсудить доклад руководителя центра преобразованийГМК «Норильский Никель» Дмитрия Хлебникова на
тему: «Моделирование ценности» был презентован алгоритм моделирование ценности
для нужд бизнеса. Если вы вдруг столкнулись с ситуацией когда ваши ожидания от
продаж отстают от запланированных результатов, то вот какие советы были
даныв этой ситуацииДмитрием Хлебниковым. Они сводились к трем
аспектам:
1.Производить ценность, а не
продукт;
А) для промышленного потребителя – дайте ему то,
что на 100% необходимо ему в технологическом процессе. Узнайте как можно лучше
этот процесс. Все остальное, повышающее стоимость и не нужное в рамках техпроцесса
стоимость – опции. Никто за лишние качества платить не хочет и не будет.
Б) для индивидуального потребителя – удобство
комфорт, модность, престиж, но не инфраструктуру и состав продукта. Ему нужны
внешний вид – эффективность безопасность и другие универсальные ценности. А что
«внутри» вашего продукта и вашитехнологии его не интересуют вовсе.
2.Скопируйте ценность. Используйте чужой опыт,
но предварительно скопируйте и проверьте его – не все и везде работает также
хорошо. Имейте ввиду что копия всегда хуже оригинала.
3.Навяжите ценность – если у вас много денег.
Создайте ценность. Помните, что потребностей не существует пока не предложено
средство для их удовлетворения. Orbit, Dirol, Wash&Go… -пока
вы этого не увидели – кариес и перхоть вас не сильно то интересовали. А это
всесделала реклама.
Из его предупреждений, что делать после таких
рекомендаций, тоже можно выделить три аспекта:
Во-первых - разобраться с терминологией.
Например, популярная на западе концепция addedvalue –переводимая у нас как создание стоимости,
цепочка создание стоимости и др. если заглянуть в английский экономический
словарь можно перевести как создание и добавление ценности в видеопределенных и дополнительных преимуществ товаров
и услуг для текущего и потенциального потребителя.
Во-вторых – неплохо было бы определить кто наш
потребитель? Конечный, институциональный, собственник или инвестор.
И в-третьих – подумать и осознать что
потребителю надо? Что он покупает?
Здесьдля
решение этого вопроса есть ряд методологических инструментов как-то:
-Модель Котлера, ISO, - она
предполагает, что ценность выражается отношением воспринимаемой потребителем
ценности к приемлемой(справедливой) цене. Рис.1(слайд 15).
-Модели факторов addedvalue Марк
Скотт, Тимур Кадыев рис.2(слайд 16);
-Социотехническиеи психологические модели моделирования
ценности, ментальные модели Геральда Залтмана рис.3 (слайд 17,18);
Стоит
отметить, подобными вопросами, а именно поиск путей повышение текущей и
долгосрочной конкурентоспособности, как устойчивой способности удовлетворять
потребности свои покупателей, занимались как западные теоретики Филипп Котлер,
Марк Скот, Геральд Залтман, так и наши ученые, экономисты, консультанты Денис
Кадыров, Дмитрий Хлебников и др.
На наш
взгляд одним из адекватным современных подходов к моделированию ценности
являетсяметод предложенный Дмитрием
Хлебниковым. Дмитрий Хлебников при моделировании ценности обращает внимание на
три аспекта см.рис.5(слайд20):
2.Статус в
референтной социальной группе, создаваемый владением или эксплуатацией
товара/услуги;
3.Общечеловеческие
потребности удовлетворяемые в процессе использования товара/услуги.
В свою очередь
функциональность или технологичность он представляет двумя факторами
–соответствиефункциональным требованиям
в которое входят: ограничения по совместимости, ограничения по
производительности ограничения по эксплуатации и ликвидации)соответствие по
уровню компетенциив которое входит:
ограничения по эксплуатации ликвидации, ограничения по компетенции, ограничения
по обучению см. рис.6.(слайд21).
Рассмотрим более подробно каждый
фактор. Дмитрий Хлебников предложил три критерия для каждого фактора, первый
это когда предлагаемая ценность подходит потребителю идеально, второй когда ее
потребление требует определенной доработкидоводки, т.е. экономически оправданных затрат со стороны потребителя, и
третий критерий, когдапредлагаемая
ценность не может потреблена вследствие существенных затрат со стороны
потребителя и это делаетэкономически не
выгодном потребление данной ценности.
И так, обратимся кданным приведенным в таблице №1.
Таблица
№1Моделирование ценноститовара или
услуги по методу Дмитрия Хлебникова
1.Ограничение
совместимости
Ограничение
производительности
Ограничение
эксплуатации и ликвидации
Ограничения по
компетенции
Ограничения по
обучению
Соответствие по
входу достаточно собственных ресурсов
Соответствие по
«объемам» результатов и ресурсов
Соответствие по
экологии производства
Соответствие по
опыту, обладает опытом
Соответствие по
общесистемной информации
Соответствие по
выходу, весь спектр желаемых результатов
Соответствие по
«ритмичности» результатов и ресурсов
Соответствие по
ликвидации
Соответствие по
знаниям, потребитель знает как
Соответствие по
эксплуатационной информации
Соответствие
желаемой инфраструктуре
Требованиям и
характеристикам
Соответствие по
качеству результатов и ресурсов
Соответствие по
технологическим процессам
Соответствие
умениям, потребитель знает как использовать по прямому назначению
Соответствие по
фундаментальной информации
2.Стоимость жизни
Круг общения
Культурный
уровень
Стиль жизни
Отношение к
традициям
Соответствие по
постоянным расходам
Бытовой круг
общения
Отношение к
классической культуре
Соответствие типу
поведения
в желаемой
социальной группе
Соответствие
отношению к национальным традициям
Соответствие по
разовым (специальным) расходам
Профессиональныйпостоянный личный круг общения
Отношение к
современной культуре
Соответствие
образу жизни в желаемой социальной группе
Соответствие
отношению к семейным традициям
Соответствие по
кредитному лимиту
Не
профессиональный постоянный личный круг общения(хобби…)
Отношение к
народным/ этническимкультурам
Соответствие
стилю общения и взаимодействия в желаемой социальной группе
Соответствие
отношению к групповым традициям
3.Самовыражение и
творчество
Признание и
уважение
Принадлежность и
причастность
Безопасность и
защищенность
Физиологические потребности
3.1.Способствует
самовыражению и творчеству
3.2.Не
предусматривает самовыражения и творчества
Способствует
получение признания и уважения у потребителя
Не соответствует
морально-этическим установкам общества
Товар или услуга
отражает принадлежность, причастность
Отражает
индифферентность
потребителя
Товар или услуга
обеспечивает безопасность
Не защищает или
даже опасно
Товар или услуга
удовлетворяет физиологические потребности
Не обеспечивает
эти потребности
Как мы видим, три
группы факторовимеют первостепенную
важность и оказывают на формированиеценности для потребителя значительное влияние. Следует отметить такую
особенность, как еслифактор
функциональности предполагаетреальные
текущие состояние как ресурсов так результатов, то факторы общечеловеческих
потребностей и статус в референтной социальной группе предполагает определение
своего отношения к ценности исходя из принадлежностик желаемой референтной группе.
Что касается применения этого метода
моделирования ценности, то его можно применять как в бенчмаркинге, контрольном
тестировании своих продуктов, услуг с лучшими образцами, так иопределять стоимость уже существующих
продуктов, моделировать ценность для новых продуктов. К сожалению, практических
результатов данного метода, еще нет, но его могут применять как консультанты
так ируководители предприятий и
менеджеры имеющие дело с реализацией ценности для потребителя.
В заключении, можно отметить, что
предложение методне является панацеей
от всех бед, или истиной в последней инстанции. Вы можетене веритьв моделирование ценности для потребителя, просто, есливы увидели в нем какое-то рациональное зерно,
попытайтесь проверить его действительно ли он станет факторомкорпоративного преуспевания.