Вторник, 07.05.2024, 20:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Отечественная теория и практика [11]
Наши теоретические и практические модели
Зарубежная теория и практика управления бизнесом [10]
Образцы и модели существующие в теории и практике бизнеса
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Аналитические статьи по управлению

    Главная » Статьи » Корпоративное управление бизнесом, экономикой » Отечественная теория и практика

    Нейро-творческое управление

    Нейро-творческое управление

    В.Веретнов

     

    Несмотря на активность в последнее время биологов, философов и психологов в исследовании потенциала влияния нейро-биологии на эффективность процессов и результатов управления,  большинство практиков  сходятся во мнении, что  нейро-менеджмент  относиться к иррациональной группе факторов не достойных сколько-нибудь серьезного отдельного рассмотрения и учета в дальнейшей своей деятельности.

     

    Один из современных ученых психологов и консультантов по управлению Чальз С. Джейкобс  в своей книге «Нейро менеджмент» (Почему не работает мотивация методом кнута и пряника) выдвинул на основании исследований мозга  аппаратом МРТ гипотезу об иррациональности в большинстве случаев нашего мышления. Рациональность по его мнению присутствует лишь при обосновании нашего прошлого выбора. Рассматривая тему нейроменеджмента, он делает попытки представить его в широком диапазоне потенциальных инструментов: от идеи, концепции до новой парадигмы управления.

    Для нас важными моментами  в нашем исследовании является выяснение насколько применима в наших условиях концепция или парадигма нейорменеджмента.

    Мы  в попытке приспособить его  под наши культурные и ментальные фильтры назвали нашу адаптированную концепцию -  нейро-творческое управление. Основное отличие от нейроменеджмента, заключается  в ее релевантной и практической ценности для наших условий, компаний людей. Кроме того, мы хотели проследить совокупность предпосылок для ее применения и рисков, стоящих, на ее пути.

    Американцы как новаторы   в совершенствовании управления (концепция реинжиниринга Бизнес-процессов[1])  говорили о разных инструментах управления придуманных  в США, например Нейро-лингвистическое программирование, имеющих риски при распространении практики за рубежом.  Основная причина рисков кроется в субъективном американском  восприятии, мышлении, творчестве обработанными национальными культурными фильтрами[2]. Для снижения этого риска необходимо, все импортируемые управленческие инструменты проверять на соответствии и целесообразность применения, с учетом доминирующих деловых традиций, обычаев, особенностей корпоративных культур.

    Одной из особенностей новшеств, предопределившей  применение в США нейро-менеджмента стало наблюдение ученых того, что пряник и кнута в некоторых компаниях перестал играть роль действенного инструмента управления. Ни кнут, ни пряник оказался не состоянии мотивировать людей на трудовые подвиги ради повышения богатства владельцев бизнеса.

    Альтернатива выявилась в снижении контроля, и попытке чтоб управляемые сами ставили производственные цели и достигали их,  отвечали за результативность. При этом, предполагалась роль менеджмента в создании вдохновляющих условий и доброжелательного отношения к сотрудникам. Здесь  можно условно классифицировать все компании на три типа: 1 – люди творческие и вдохновлены к творческой работе, 2 – люди выполняют  в основном рутинную работу и апатичны к ней, 3 тип – смешанные есть и те и другие.  Лучше всего предрасположены к нейро-творческому управлению компании  1 и 3 типов.

    И так, отличие инструмента нейро-творческого управления от нейро-менеджмента заключается  в том, что если последний рассматривается обычно как универсальный инструмент управления, то первый основывается на индивидуализированным подходе. В тоже время,  первый имеет конкретное практическое прикладное применение,  т.е. только в тех предприятиях, где царит дух предпринимательства и согласованной командной работы, стиль управления демократичен, а корпоративная культура имеет одну из основополагающих ценностей творческое всестороннее развитие каждого работника. Например, это может быть маркетинговое агентство, целью существование которого, является генерирование креативных идей в решении проблем торговых предприятий.  Или другой пример тренинговая компания, которая разрабатывает новые продукты и собирается выходить с ними на международный рынок.

    Важным моментом создание атмосферы свободы творчества в коллективе является способность донести координатора проекта через все органы чувств истории и картины, звуки в которых передадутся эмоции созвучные зрителям и слушателям, а также те эмоции, которые выступят вдохновителями, своеобразными агентами изменений в мышлении, принятии решений, действий, повышении личной мотивации и заинтересованности. В западной и в частности  в англо-американской корпоративной культуре стало модным превращать с помощью тренингов стиль управления в более демократичный, а менеджеров  в лидеров с помощью взращивания в их головах эмоционального интеллекта, способного  создать благодаря мифам, историям заинтересованность и внутреннюю волю, благодаря условиям творческую атмосферу и желания вкладывать и отдавать больше чем ожидает руководство. 

    Доминирующие  в последнее двадцать, тридцать лет школы менеджмента, многое взяли из анналов мировой истории войн,  как побеждают в битвах личности лидеры, которые  с помощью иерархии, управляли большим количеством людей таким образом: генерал  армии (армия это - три дивизии, или девять полков, или 27 батальонов, или 81 роту, или 243 взвода,  или 729 отделений  или 14580 бойцов) имел  в прямом непосредственном подчинении 10 полковников, подполковников, те в свою очередь имели  майоров и капитанов, и т.д.

    Особый интерес для целей эффективного управления представляют истории битв, когда меньшие по количеству армии при лучшей организованности,  и конечно же руководстве побеждали большие армии.

    Одна из таких историй это галльская война Юлия Цезаря против  князя авернов Верцингеторикса боровшегося за независимость от Рима, к которому примкнуло множество галльских племен, и который использовал очень успешно применяемую и сегодня тактику выжженной земли, не давая армии Цезаря, необходимого провианта и фуража. А затем прибывшего в  Алезию, как неприступный хорошо вооруженный город, собираясь там перезимовать.

    Юлий Цезарь сделал вид, что уходит на зиму в Италию, но сам, в обход незаметно вернулся и осадил Алезию.  План Верцингеторикса его войско составляло 75 тысяч войнов(20 тысяч кавалерии)  плюс  на его попечении было тысяч 25 жителей женщин и детей, был разослать послов во все племена и  чтобы пока он будет находиться в осаде они  пришли и осадили, осаждающих  со всех сторон  и таким образом разбили бы войско Цезаря.

    План Юлия Цезаря (войско 55 тысяч,  10тыс. кавалерии) был  гениальным, поскольку он полностью разгадал стратегию и тактику противника и  составил свой план с учетом его действий. Он первое, что сделал это запасся провиантом и фуражем на 2, 3 месяца. Затем он организовал две строительные бригады, которые построили два кольца внутреннее и внешнее из трех метровых по высоте заборов, со рвами и разными ловушками и кольями для конницы и пехоты галлов. 

    Верцингеторикс послал женщин, стариков и детей, чтобы римляне смиловались над ними и не дали им умереть голодной смертью и выпустили из осажденного кольца вокруг Алезии. Когда подошло войско из разных племен галлов оно насчитывало 250000 человек, превосходство в 5 раз. К сожалению,  у них не было единого и координирующего руководства войсками и связи между внешними и осажденными армиями.

    Юлий Цезарь накануне сражения выступил с вдохновляющей речью перед войском, сказал, что мы победим умением, мастерством, отвагой, мужеством. Юлий Цезарь построил вышку высотой метров 30 и следил за ходом осады и битвы и руководил отправляя когда нужно подкрепления и необходимые резервы, особенно когда пытались прорваться осажденные, голодные из Алезии войска.  Когда наступил решающий момент, Цезарь сам повел очередной резерв из 500 лучших своих воинов и разбил галлов. Дух внешних осаждающих галлов после поражений упал. А Верцингеторикс принял решение сдаться на милость римлян, чтобы  если не могут победить, то хоть молить о пощаде мирного населения.

    Вторая история английского короля Генри V, который воевал против превосходящей в 20 раз армии французов. Также планы французов были просты просто разгромить англичан за счет превосходства в численности и скинуть их в море. Генри выбрал место для поля боя вспаханное поле, которое сходилось и приказал врыть в него много острых кольев против конницы.

    Когда один из его капитанов высказал опасения о численном преимуществе французов, и что было бы может не плохо послать за  подкреплением, в противном случае не миновать поражения. Король Генри, в ответ заявил, что если мы победим, то нам достанется больше добычи, как если бы мы победили вместе с подкреплением, если же суждено положить свои головы, то это будет славная битва, но он уверен в победе.

    Сначала Генри после вдохновительной речи на следующее утро приказал пехоте якобы  атаковать французов, а лучникам поддержать их стрелами, на самом деле они просто заманили французов, таким образом, что их превосходство в численности из преимущества превратилось в недостаток, так как французы мешали друг другу, а когда пехота организовано отошла за линию кольев, а французы как на ладони оказались у английских лучников. В итоге многие французы сдались в плен, а потери составили с французской стороны 6000 убитыми, а  с английской всего 100 человек. После этого, Генри заключил с Францией мир и в знак примирения женился на дочери французского короля.    

    Во многих компаниях с классической управленческой культурой используется тейлоровская система,  иерархического управления и контроля, а также вознаграждения и наказания. Ни менеджмент, ни работники не видят ей достойных альтернатив и  все остается, так как и было.

                Действительно, для применения нейро-творческого управления, необходимо изменение прежде всего в умах и сердцах акционеров, менеджмента и персонала основных верований, ценностей,  личных и коллективных стратегий мышления и действия.  А эти процессы бывает не просто не только инициировать, и а потом поддерживать. В данном случае, люди которые, осознают их необходимость обычно стают перед лицом банкротства или ухудшения положения и если еще не поздно инициируют данные изменения.

    Изменения в прок, т.е. без давления из внешней агрессивной конкурентной среды, наверно могут иметь только в творческих коллективах, где это является основной, базовой ценностью.

                В сухом остатке, новое понимание того, как работает наш мозг, привело к появлению нейро-менеджмента в мире и у нас нейро-творческого управления, как способа лучше понимать чаяния людей создавать для них такую свободу и такие условия для творчества, что их мотивация, инициативность, отдача соответствовали высокому предпринимательскому и командному духу, а результаты превосходят ожидания и дарят ощущения счастья. 

     

    Литература

    1.Hammer, Michael & Champy, James. Reengineering the Corporation: A Manifesto For Business Revolution, Harper Business, 2001.

    2. Крюков В.Н.Нейро-лингвистические основы реинжиниринга бизнес-процессов

     Права доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2002-2/08.shtml

    3.Джекобс С. Чарльз  Нейро менеджмент. Почему кнут и пряник больше не работают.

    Категория: Отечественная теория и практика | Добавил: vveretnov (28.06.2011) | Автор: владимир
    Просмотров: 978 | Комментарии: 1 | Теги: vv | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: