Раздел посвящен корпоративному управлению, организационной структуре, стратегии, политике, идеологии, управлению изменениями, управлению качеством,персоналом, маркетингом и финансами, информационными технологиями2
Эта статья посвященанекоторым механизмам управления, позволяющим
удерживать определенную позицию компании на рынке.
Одно из определений стратегического мышления
услышанного мною на одном семинаре звуит примерно так:
Стратегическое
мышлениеэто система или процесс
моделирования многомерной пространнственно-временной и комплексно-динамичной
эффективности корпорации.
Начиная от среднего бизнеса и выше,конкурентная среда начинает играть роль такой необходимости, которая уже
не слышит аргументы сторон, а просто диктует свои предписания, законы, правила
игры.
В таких условиях свобода выбора будет стремиться к нулю.На помошь
менеджеру в таких обстоятельствах приходит вера, которая становится главным
источником питания воли, с одной стороны, и знания, опыт, и культура, которые
отвечают за эффективностьинтуиции при принятии
решений, с другой. Различают индивидуальное стратегическое мышление, которое
выражается способностью в выработке, принятии и следовании личной
жизненнойстратегии, и корпоративная,
главными целями последней обычно является то, в каком направлении двигаться,
каким бизнесом заниматься, и как в этом бизнесе поддерживать достаточный
уровень конкурентоспособности. В компаниях с высокой корпоративной
культуройкорпоративное и индивидуальное
стратегическоемышление почти совпадают.
Для полноты картины попытаюсь привести еще несколько определений
стратегического мышления.
Есть мнение о том, что стратегическое мышление это нечто иное, как
здравый смысл нацеленный на перспективу. По мнению других, это инструментарий
для выработки миссии, видения, целей, планов, задач и выработка стратегии их
достижения. Третьи, сходяться во мнении о том, что это определение
стратегических альтернатив.
Однозначно верного или истинного определения по всей видимости просто
не существует.
Аналитические возможности менеджера играют в стратегическоммышлении ключевую роль. Они позволяют точно
оценивать данные свот-анализа в сопоставлении со своими знанием, умением,
интуицией и если нужно корректировать стратегию.
Некоторые корпорации пытаясь разрешить противоречие между порядком, дисциплиной
с одной стороны и свободой творчества и поиском новых возможностей с
другой,отказываются от стратегии,
которая по их мнению является, как шорами для коня помогающему держать
направление, но непоказывающего общую картину в процессе движения.
Цель стратегического
мышления - сформировать образ мыслей направленный на повышение
конкурентоспособности предприятия. Менеджер в соответствии с намеченной
стратегией разрабатывает шкалу ценностей и приоритетов, продумывает их, и затем
использует в достижении поставленных целей и задач развивая при этом и
корпоративную культуру. Обычно анализ возможных стратегических альтернатив
начинается с определения набора ключевых факторов успеха(КФУ). Это могут быть
КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве, это использование в
бизнесе инновационной цепочки : наука-технология-производство-потребитель, что
поможет приобрести рывок в развитии конкурентоспособности обеспечив на долгийй
срок лидирующее положение в отрасли. А также КФУ, связанные с организацией производства,КФУ
основанные на маркетинге.
Если использовать КФУоснованные на обладании знанием и опытом, то они
легко реализуется при использовании концепции корпоративного развития:
организация которая обучается. Кроме того, важными являются КФУ связанные с
организацией и управлением, потенциал которых, наиболее полно реализуется в
реинжиниринге бизнес-процессов и внедрении передовых информационных технологий
сиспользованием ИСУ позволяющщихполучить долгосрочную конкурентоспособность
за счет правильного выбора ИТ-аутсорсингового контрагента или партнера. И
конечно же, КФУоснованные на хорошей
репутации у потребителей, признание фирмы, как безусловного лидера отрасли,
доступ к финансовомукапиталу, понимание
парадигмы глобального менеджмента.
В теории идеальное
стратегическое мышление не зависит от внешних обстоятельств, личности
харизматического лидера, его знанний, опыта и умений в конкретной сфере. Оно
основывается на высоком духовном развитии, на ведическом знании законов природы
и общества, и верой в оптимистичные перспективы.
На практике, менеджеру приходится сталкиваться с рассмотрением
перспективы предприятия через развернутые ответы на следующие вопросы:
-является ли существующая стратегия
удовлетворительной с точки зрения движужих сил отрасли?;
-воспринимает
ли сегодняшняя стратегия будущие КФУ?;
-насколько хорошо сегодняшняя стратегия обеспечит
защиту от жестокой конкуренции в будущем?;
-насколько сегодняшняя стратегия защищает от
потенциальных внешних угроз и элиминирует внутренние слабости?;
-насколько уязвимо предприятие для атак конкурентов?;
-какие дополнительные усилия нужны для повышения
конкурентоспособности предприятия?
-И как следствие, менеджеру предстоит затем
определиться можно ли предприятию использовать сегодняшнюю стратегию с небольшими
изменениями или необходим концептуальный пересмотр стратегии.
В
заключении,можно отметить, что
взаимоотношения стратегического мышления и конкурентоспособности, через
неопределенность в будущем иненадежность
человеческого фактора нуждаютсяв переосмыслении
и тонкой настройке экономических отношенийведущих к спирали успеха, что в свою очередь невозможно без превращения
грядущей необходимости перемен в организационное развитие.